Как понять, какие направления развития бизнеса выбрать?

Кто в наше время не развивается, тот быстро оказывается вне игры. Темп изменений просто бешеный! Меняется рынок, вкусы потребителей, виды продукции, появляются новые услуги, сервис и т.д. Как в этом обилии не потеряться, а точно определить направление развития вашего бизнеса? Что взять за ориентир?
Пусть приоритетными для вас будут потребности клиентов. Внимательно прислушивайтесь к их просьбам, отзывам, пожеланиям. Особенно ценными являются недовольные клиенты. Они помогают определить узкие места бизнеса: где-то «хромает» сервис, где-то нужно подучить персонал, где-то сменить комплектующие и т.д.
Источники мнений покупателей:
1. Обратная связь
Если у вас не налажена обратная связь, то стоит это сделать как можно скорее. Направления развития может подсказать сама жизнь именно через обратную связь:
- просите отзывы (не только положительные) в соцсетях, на сайте, в специальных формах обратной связи. Предусмотрите максимум возможностей узнать мнение клиента о товаре/услуге. И своевременно реагируйте на негатив.
- обзвон клиента после получения услуги/использования товара. Задайте минимум вопросов, но постарайтесь узнать не только удовлетворенность, но и ожидания покупателя.
- анализ отзывов в интернете и отслеживание репутации.
- отзывы через персонал. Не всегда таким образом можно получить достоверную картину, потому что в нашей культуре не принято говорить неприятные вещи в лицо, люди скорее стерпят, но больше к вам не придут. Давайте возможность им высказать негатив.
2. Динамика продаж
Как говорят, покупатель голосует рублем. Финансовые показатели лучше слов продемонстрируют «звездные» товары/услуги, тему которых можно превратить в целое направление развития бизнеса. Следите за трендами не только своего ассортимента, но и всей отрасли.
3. Просьбы и вопросы
Если вас нередко спрашивают, осуществляете ли доставку, а вам приходится отвечать «нет» - ну чем не направление развития бизнеса? Слушайте вопросы, они подскажут, что еще хочет от вас получать клиент. И дайте это ему.
И отдельно скажу пару слов для тех, кто еще не начал свой бизнес, но ищет направление развития. Точка выбора внутри. Идти в какой-то бизнес только ради денег и не любить то, что придется делать – это тупиковый вариант. Только нервы измотаете, а богатства не наживете. Любите то, что делаете – вот главный секрет любого направления развития бизнеса.
Читайте также:

Тренинг для персонала своими силами – антикризисные меры
.jpg)
10 Идей для бизнеса с инвестициями 2-5 млн. рублей.

Менеджер по продажам - ищем звезду продаж